Четвер, 17.07.2025
Психологічний клуб
Меню сайта
Категории каталога
Информация [1]
Навчальні матеріали з курсу "Психологічні аспекти засвоєння іноземної мови" [11]
Навчальні матеріали з курсу "Основи соціально-психологічного тренінгу" [5]
Статьи о раннем развитии ребёнка [1]
Навчальні матеріали з курсу "Психологія" [19]
Главная » Файлы » Навчальні матеріали з курсу "Психологія"

Додатові матеріали про уяву
[ Скачать с сервера (58.0 Kb) ] 03.11.2011, 15:48

1. Загальне поняття про уяву.

Воображение- (фантазия) – универсальная человеческая способность к построению новых целостных образов действительности путем переработки содержания сложившегося практического, чувственного, интеллекту­ального и эмоционально-смыслового опыта. В. — это способ овладения человеком сферой возмож­ного будущего, придающий его деятельности це-леполагающий и проектный характер, благодаря чему он выделился из «царства» животных. Буду­чи психологической основой творчества, В. обес­печивает как историческое создание форм культу­ры, так и их освоение в онтогенезе.

В психологии существует традиция рассматривать В. в качестве отдельного психического про­цесса наряду с восприятием, памятью, вниманием и др. В последнее время все большее распростра­нение получает понимание В. как всеобщего свой­ства сознания (идущее от И. Канта). При этом ак­центируется его ключевая функция в порождении и структурировании образа мира. В. детерминиру­ет протекание конкретных познавательных, эмоци­ональных и др. процессов, конституируя их твор­ческую природу, связанную с преобразованием предметов (в образном и смысловом плане), пред­восхищением результатов соответствующих дей­ствий (см. Антиципация) и построением общих схем последних. Это находит свое проявление в феноменах «эмоционального предвосхищения» (А В. Запорожец), «продуктивного восприятия» (В. П. Зинченко), в генезе некоторых форм двига­тельной активности (Н. А. Бернштейн) и т. д.

Уяву інколи досить важко відрізнити віц мислення, особ­ливо мислення образного. Саме тому вона не завжди роз­глядається самостійно. Разом з тим уява нерідко визнача­ється як випереджальне відображення дійсності в образах, уявленнях на відміну від мислення, яке відбиває дійсність у формі понять. Такого підходу дотримується Л. В. Петров-ський. Проте цей підхід, навпаки, зводить до уяви образне мислення. Який же вихід із цієї суперечності? Він полягає у визначенні уяви як створення нових образів (уявлень) на базі перетворення образів та уявлень, одержаних у попе­редньому досвіді. Уява створює образи результату діяль ності, а також забезпечує розробку стратегії діяльності, зок­рема розумової, у ситуаціях невизначених та ймовірних. То­му творча уява є психологічною основою багатьох видів творчої діяльності, що теж характеризується новизною як процесу, так і одержаного продукту.

Для В. характерно то, что знание еще не офор­милось в логическую категорию, тогда как своеоб­разное соотнесение всеобщего и единичного на чувственном уровне уже произведено. Благодаря этому в самом акте созерцания отдельный факт открывается в своем универсальном ракурсе, об­наруживая целостно образующий по отношению к определенной ситуации смысл. Поэтому в плане В. целостный образ ситуации строится раньше рас­члененной и детализированной картины компо­нентов созерцаемого. Компоненты этого образа осмысленно соединяются друг с другом узами необходимой связи по существу, а не формальн кой способ их соединения присущ уже миг сказкам; в онтогенезе он обнаруживается у дошкольного возраста). В итоге эти компон приобретают в сознании новую качественну ределенность. Т. о., В. не является ни произ ным наделением объекта любыми свойствал-простой комбинаторикой элементов прошлого опыта. Один из парадоксов В. состоит в toм,что предметное целое воспроизводится им с самого начала адекватно, фактически безошибочно, тории философии и психологии это неоднокр давало повод для его мистификации.

В. включено в процессы самых различных дов человеческой деятельности. Однако в се развитой форме оно культивируется прежде во средствами искусства — в ходе создания и осв ния продуктов художественного творчества, тогенетические предпосылки В. коренятся в оп деленных видах ориентировочной деятельно детей младенческого и раннего возраста. Одним из ведущих источников его развития в детстве становится игра дошкольников; благодаря ей выраба вается способность смотреть на мир как бы глаазами др. человека, которая, по мнению ряда иссле вателей,принадлежит к числу фундаментальных характеристик.

 

2. ФО уяви

Возникновение образов фантазии — это результат деятельности мозга человека. Воображение,как и все другие психические процессы, является функцией коры больших полушарий.

У процесі уяви утворені протягом життя людини системи зв’язків розпадаються та об’єднуються у нові системи. Это объединение становится возможным в результате возникновения в коре мозга достаточно сильного очага воз­буждения, вызванного пробуждением потребности или каким-либо непосредственным впечатлением. Таким образом, у фан­тазирующего человека, говоря упрощенно, группы нервных клеток связываются по-новому. От этого зависит характерная новизна образов фантазии по сравнению с образами памяти и в то же время частичное совпадение их.

Воображение, как сказано, является функцией коры, боль­ших полушарий. Вместе с тем сложность структуры воображе­ния и его связь с эмоциями дает основания предполагать, что физиологические механизмы воображения расположены не только в коре, но и в более глубоко залегающих отделах моз­га. Исследования последних лет подтверждают это предполо­жение. Такими глубинными отделами мозга, принимающими участие, вместе с корой больших полушарий, в формировании образов фантазии и их включении в процессы деятельности, является гипоталамо-лимбическая система (гипоталамус в его связях с древней корой и подкорковыми областями, образую­щими лимб, или границу, вокруг передней части ствола мозга у входа в полушария головного мозга).

Экспериментально выяснено: при повреждении гипоталамо-лимбической системы у человека могут происходить характер­ные расстройства психики: возникает впечатление, что его по­ведение не регулируется определенной программой и состоит из серии отдельных, изолированных актов, впрочем, самих по себе достаточно сложных и целостных.

Если такого больного послать в магазин и дать ему список покупок, то он выполнит задание достаточно аккуратно. Но, закончив покупки, он уже не сможет понять, что надо с ними делать, и станет бесцельно бродить, пока не получит новую инструкцию о необходимых действиях или пока не наткнется на какой-либо предмет, который вызовет у него привычные реак­ции, например на зеленый свет светофора. Такие больные в состоянии по­вторить ряд цифр, прочитанных им, или отрывок из книги, но они не в состоянии наметить даже простой план действий и предвидеть их последст­вия.

Таким образом, предполагается, что в подобном случае по­вреждение затронуло структуры, которые ответственны за пла­нирование поведения, составление программы будущих дейст­вий, а, как было уже отмечено, наиболее обычная, но, может быть, вместе с тем и наиболее важная роль воображения как раз и состоит в выработке плана, программы поведения.

Продуцирующий образы фантазии человеческий мозг оказывает регулирующее   воздействие  и на органические процессы. Еще в средние века был известен поразительный факт: у некоторых людей, преиму­щественно страдавших нервным расстройством (истерией), пос­ле размышлений о муках, которые, по евангельской легенде, претерпел на кресте Иисус Христос, появлялись знаки распя­тия на ладонях и ступнях ног в виде кровоподтеков и даже язв. Такие знаки получили название стигматы (по-гречески «стигма» означает «рубец», «знак»).

Некоторые наблюдения над людьми, отличавшимися впе­чатлительностью и богатым воображением, дают также инте­ресные факты о влиянии воображения на протекание физиоло­гических процессов. Когда Флобер писал сцену отравления Эммы Бовари, героини романа «Госпожа Бовари», он ясно ощущал во рту вкус мышьяка. Вольтер ежегодно заболевал в гсловщину Варфоломеевской ночи. Мысли об этом дне, когда были убиты тысячи и тысячи невинных людей, павших жерт­вой религиозного фанатизма, вызывали у него приступ лихо­радки:  повышалась температура, резко учащался пульс.

В институте общей и педагогической психологии АПН СССР на протяжении ряда лот подвергался изучению С. Ш., обладавшим феноменальной яркостью образов воображения и памяти.

«Достаточно было Ш. что-нибудь представить себе или, как он говорил, «увидеть», и мы могли наблюдать удивительные перемены, происходившие в его теле. В специальных опытах ... мы могли наблюдать, как он мог повысить температуру правой руки на 2 градуса и понизить температуру левой руки на 1,5 градуса; для этого ему было достаточно «увидеть», что его правая рука лежит на краю плиты, а левой он держит кусок льда. Без большого труда он ускорял ритм работы сердца («видя» себя бегущим за трамваем) или замедлял его («видя» себя спокойно лежащим на постели); у него отмечались явления депрессии альфа-ритма в электроэнцефалограм­ме, когда он, сидя в темноте экспериментальной камеры, начинал «видеть» яркий пучок света. Он мог переносить удаление зуба без наркоза, «видя», что в кресле сидит другой и что тому другому, а вовсе не ему рвут зуб»1

Некоторые расстройства психической деятельности своим возникновением также обязаны чрезмерной впечатлительности и живому воображению. Иногда непосредственным поводом для подобного заболевания становится неправильно понятое слово авторитетного человека. Известны случаи, когда под влиянием неосторожного слова врача пациент воображает, что он заболел опасной болезнью, и у него развиваются соответ­ствующие симптомы. Возникают так называемые ятрогенные заболевания. Травмирующее воздействие, возбуждающее фантастические страхи, может вызвать и бестактный поступок илинеосторожное слово учителя – такие нервные расстройства называют дидактогенными.

3. Виды воображения.

В психологии различают произвольное; непроизвольное В. (довільна, мимовільна уява). 1 -е проявляется, напр., в ходе целенаправленного решения научных, технических и художественных проблем при наличии осознанной и отрефлексированной поисковой доминанты -2-е — в сновидениях, т. н. измененных состояниях сознания и т. д.

Иногда выделяют также воссоздающее и творческое В. Образы «воссоздающего» В. сообразнее отнести к сфере гибких и динамических репродуктивных представлений (см. Предста ния памяти), учитывая то, что творческий характер присущ В. как таковому.

Особую форму В. образует мечта. Она обращена к сфере более или менее отдаленного будущего и не предполагает немедленного достижение реального результата, а также его полного совпадения с образом желаемого. Вместе с тем мечта может стать сильным мотивирующим фактор творческого поиска.

 

4. Розвиток уяви.

Уява і фантазія розвиваються в нормі за звичайними законами розвитку вищих психічних функцій — від мимо­вільної уяви до довільної, від репродуктивної до творчої. Проте цей процес може порушуватися як унаслідок невда­лих педагогічних впливів (є, наприклад, версія, згідно з якою шкільне навчання у його стандартних формах «гасить» творчий потенціал дитини), так і завдяки використанню точних психологічних прийомів формування. Так, не ви­кликає сумніву, що розвиткові творчої уяви, зокрема ди­тини, сприяють казки, художня література, хороші фантас­тичні твори, загалом мистецтво, природа. Однак існують і безпосередні прийоми, вправи, виконання яких тренує уяву. Людині можна запропонувати тему для невеличкого опо­відання, наприклад, «Театр», «Магазин», «Мандрівка за міс­то». Однак розкрити тему потрібно так, щоб усі події були описані у зворотному порядку — нібито на кінострічці, яка прокручується назад. Така вправа, безумовно, тренує роз­виток уяви, оскільки для того, щоб повернути події назад, потрібно дуже детально уявити собі їх природний хід.

Одним з ефективних прийомів розвитку уяви є «робота з уявними предметами». Групі' школярів або дорослих пропо­нується уявити, нібито вони завітали на виставку останніх новинок техніки (скажімо, японської). Тут демонструються чудові предмети побуту — вони невидимі, хоча ними можна користуватися. Керівник дістає з кишені «коробку сірни-   . ків». Потім він робить кілька виразних рухів, нібито перек­ладаючи уявну коробку з однієї руки в іншу, відкриваючи й закриваючи її. Потім запалює і гасить неіснуючого сірника, передає уявну коробку комусь з учасників.

Далі уявна коробка проходить через руки всіх членів групи. Кожний має щось зробити з нею або з сірниками, бажано те, чого ще ніхто не робив. Дії мають легко читатися й трактуватися, тобто бути послідовно зрозумілими, одно­значними рухами, бо уявні речі іншого, «розмитого», став­лення не сприймають. До моменту, коли уявна, вже порож­ня, коробка повертається до керівника, а «спалені» сірники зібрані й викинуті, рухи стають ясними і чіткими, цілком вірогідними. Уявлювані дії мають бути чіткими, а уявні сір­ники — давати справжнє відчуття тепла й горіння, якщо їх вчасно не загасити, уявна голка — колотися та ін. Цей прийом розвитку уяви базується на тісному її зв'язку з дія ми й відчуттями, а також емоціями людини. Так можна зображувати, тренуючись, роботу з багатьма уявними пред­метами — як широковживаними, скажімо голкою, ручкою, так і предметами та приладами, які використовуються у професійній діяльності, техніці тощо (руль автомобіля, дош­ка з приладами, клавіатура фортепіано, комп'ютера, дру­карської машинки).

Серед форм уяви, які треба розвивати, варто назвати таку глибинну й емоційну її форму, як емпатія. Роз­винена уява сприяє емпатичному розумінню — важливій якості особистості. Емпатичне розуміння іншої людини об'єд­нує здатність слухати й передавати почуте іншому. Точне емпатичне розуміння включає процеси адекватного предс­тавлення (тобто сприйняття того, що і як людина пере­живає) і комунікації (тобто переконання інших у своєму розумінні їхніх почуттів, поведінки й досвіду). Воно є важ­ливим для будь-якої спільної діяльності (зокрема, творчої спільної діяльності).

У технічній творчості дуже вагомою є здатність емпатії неживих предметів, уявного перевтілення в механізм, при­лад або його деталь. Такий метод широко застосовується в синектиці — одному з підходів до активізації винахід­ництва.

Категория: Навчальні матеріали з курсу "Психологія" | Добавил: psyclub
Просмотров: 1856 | Загрузок: 143 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта




Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2025
Бесплатный конструктор сайтовuCoz