1. Загальне
поняття про уяву.
Воображение-
(фантазия) – универсальная человеческая способность к
построению новых целостных образов действительности путем переработки
содержания сложившегося практического, чувственного,
интеллектуального и эмоционально-смыслового опыта. В. — это способ овладения
человеком сферой возможного будущего, придающий его деятельности
це-леполагающий и проектный характер, благодаря чему он выделился из «царства»
животных. Будучи психологической основой творчества, В. обеспечивает
как историческое создание форм культуры, так и их освоение в онтогенезе.
В психологии существует традиция
рассматривать В. в качестве отдельного психического процесса наряду с восприятием,
памятью, вниманием и др. В последнее время все большее распространение
получает понимание В. как всеобщего свойства сознания (идущее от И.
Канта). При этом акцентируется его ключевая функция в порождении и
структурировании образа мира. В. детерминирует протекание конкретных
познавательных, эмоциональных и др. процессов, конституируя их творческую
природу, связанную с преобразованием предметов (в образном и смысловом плане),
предвосхищением результатов соответствующих действий (см. Антиципация) и
построением общих схем последних. Это находит свое проявление в феноменах
«эмоционального предвосхищения» (А В. Запорожец), «продуктивного
восприятия» (В. П. Зинченко), в генезе некоторых форм двигательной активности (Н.
А. Бернштейн) и т. д.
Уяву інколи
досить важко відрізнити віц мислення, особливо мислення образного. Саме тому
вона не завжди розглядається самостійно. Разом з тим уява нерідко визначається
як випереджальне відображення дійсності в образах, уявленнях на відміну від
мислення, яке відбиває дійсність у формі понять. Такого підходу дотримується Л.
В. Петров-ський. Проте цей підхід, навпаки, зводить до уяви образне мислення.
Який же вихід із цієї суперечності? Він полягає у визначенні уяви як створення
нових образів (уявлень) на базі перетворення образів та уявлень, одержаних у
попередньому досвіді. Уява створює образи результату діяль ності, а також
забезпечує розробку стратегії діяльності, зокрема розумової, у ситуаціях
невизначених та ймовірних. Тому творча уява є психологічною основою багатьох
видів творчої діяльності, що теж характеризується новизною як процесу, так і
одержаного продукту.
Для В. характерно то, что знание еще
не оформилось в логическую категорию, тогда как своеобразное соотнесение
всеобщего и единичного на чувственном уровне уже произведено. Благодаря этому в
самом акте созерцания отдельный факт открывается в своем универсальном ракурсе,
обнаруживая целостно образующий по отношению к определенной ситуации смысл.
Поэтому в плане В. целостный образ ситуации строится раньше расчлененной и
детализированной картины компонентов созерцаемого. Компоненты этого образа
осмысленно соединяются друг с другом узами необходимой связи по существу, а не
формальн кой способ их соединения присущ уже миг сказкам; в онтогенезе он
обнаруживается у дошкольного возраста). В итоге эти компон приобретают в
сознании новую качественну ределенность. Т. о., В. не является ни произ
ным наделением объекта любыми свойствал-простой комбинаторикой элементов
прошлого опыта. Один из парадоксов В. состоит в toм,что предметное целое
воспроизводится им с самого начала адекватно, фактически безошибочно, тории
философии и психологии это неоднокр давало повод для его мистификации.
В. включено в процессы самых
различных дов человеческой деятельности. Однако в се развитой форме оно
культивируется прежде во средствами искусства — в ходе создания и осв ния
продуктов художественного творчества, тогенетические предпосылки В. коренятся в
оп деленных видах ориентировочной деятельно детей младенческого и
раннего возраста. Одним из ведущих источников его развития в
детстве становится игра дошкольников; благодаря ей выраба вается
способность смотреть на мир как бы глаазами др. человека, которая, по мнению
ряда иссле вателей,принадлежит к числу фундаментальных характеристик.
2. ФО уяви
Возникновение образов фантазии — это
результат деятельности мозга человека. Воображение,как и все другие психические
процессы, является функцией коры больших полушарий.
У процесі уяви утворені протягом життя людини системи
зв’язків розпадаються та об’єднуються у нові системи. Это объединение становится возможным в результате возникновения в
коре мозга достаточно сильного очага возбуждения, вызванного пробуждением
потребности или каким-либо непосредственным впечатлением. Таким образом, у фантазирующего
человека, говоря упрощенно, группы нервных клеток связываются по-новому. От
этого зависит характерная новизна образов фантазии по сравнению с образами
памяти и в то же время частичное совпадение их.
Воображение, как сказано, является функцией коры, больших полушарий. Вместе
с тем сложность структуры воображения и его связь с эмоциями дает основания
предполагать, что физиологические механизмы воображения расположены не только в
коре, но и в более глубоко залегающих отделах мозга. Исследования последних
лет подтверждают это предположение. Такими глубинными отделами мозга,
принимающими участие, вместе с корой больших полушарий, в формировании образов
фантазии и их включении в процессы деятельности, является гипоталамо-лимбическая
система (гипоталамус в его связях с древней корой и подкорковыми областями,
образующими лимб, или границу, вокруг передней части ствола мозга у
входа в полушария головного мозга).
Экспериментально
выяснено: при повреждении гипоталамо-лимбической системы у человека могут
происходить характерные расстройства психики: возникает впечатление, что его
поведение не регулируется определенной программой и состоит из серии
отдельных, изолированных актов, впрочем, самих по себе достаточно сложных и
целостных.
Если такого
больного послать в магазин и дать ему список покупок, то он выполнит задание
достаточно аккуратно. Но, закончив покупки, он уже не сможет понять, что надо с
ними делать, и станет бесцельно бродить, пока не получит новую инструкцию о
необходимых действиях или пока не наткнется на какой-либо предмет, который
вызовет у него привычные реакции, например на зеленый свет светофора. Такие
больные в состоянии повторить ряд цифр, прочитанных им, или отрывок из книги,
но они не в состоянии наметить даже простой план действий и предвидеть их
последствия.
Таким образом,
предполагается, что в подобном случае повреждение затронуло структуры, которые
ответственны за планирование поведения, составление программы будущих действий,
а, как было уже отмечено, наиболее обычная, но, может быть, вместе с тем и
наиболее важная роль воображения как раз и состоит в выработке плана, программы
поведения.
Продуцирующий
образы фантазии человеческий мозг оказывает регулирующее воздействие
и на органические процессы. Еще в средние века был известен поразительный факт: у
некоторых людей, преимущественно страдавших нервным расстройством (истерией), после размышлений о
муках, которые, по евангельской легенде, претерпел на кресте Иисус Христос,
появлялись знаки распятия на ладонях и ступнях ног в виде кровоподтеков и даже
язв. Такие знаки получили название стигматы (по-гречески «стигма»
означает «рубец», «знак»).
Некоторые
наблюдения над людьми, отличавшимися впечатлительностью и богатым
воображением, дают также интересные факты о влиянии воображения на протекание
физиологических процессов. Когда Флобер писал сцену отравления Эммы Бовари,
героини романа «Госпожа Бовари», он ясно ощущал во рту вкус мышьяка. Вольтер
ежегодно заболевал в гсловщину Варфоломеевской ночи. Мысли об этом дне, когда
были убиты тысячи и тысячи невинных людей, павших жертвой религиозного
фанатизма, вызывали у него приступ лихорадки:
повышалась температура, резко учащался пульс.
В институте общей и
педагогической психологии АПН СССР на протяжении ряда лот подвергался изучению
С. Ш., обладавшим феноменальной яркостью образов воображения и памяти.
«Достаточно было Ш.
что-нибудь представить себе или, как он говорил, «увидеть», и мы могли
наблюдать удивительные перемены, происходившие в его теле. В специальных опытах
... мы могли наблюдать, как он мог повысить температуру правой руки на 2
градуса и понизить температуру левой руки на 1,5 градуса; для этого ему было
достаточно «увидеть», что его правая рука лежит на краю плиты, а левой он
держит кусок льда. Без большого труда он ускорял ритм работы сердца («видя»
себя бегущим за трамваем) или замедлял его («видя» себя спокойно лежащим на
постели); у него отмечались явления депрессии альфа-ритма в электроэнцефалограмме,
когда он, сидя в темноте экспериментальной камеры, начинал «видеть» яркий пучок
света. Он мог переносить удаление зуба без наркоза, «видя», что в кресле сидит
другой и что тому другому, а вовсе не ему рвут зуб»1
Некоторые расстройства психической
деятельности своим возникновением также обязаны чрезмерной впечатлительности и
живому воображению. Иногда непосредственным поводом для подобного заболевания
становится неправильно понятое слово авторитетного человека. Известны случаи,
когда под влиянием неосторожного слова врача пациент воображает, что он заболел
опасной болезнью, и у него развиваются соответствующие симптомы. Возникают так
называемые ятрогенные заболевания. Травмирующее воздействие,
возбуждающее фантастические
страхи, может вызвать и бестактный поступок илинеосторожное
слово учителя – такие нервные расстройства называют дидактогенными.
3. Виды воображения.
В психологии
различают произвольное; непроизвольное В. (довільна, мимовільна уява). 1 -е проявляется,
напр., в ходе целенаправленного решения научных, технических и художественных
проблем при наличии осознанной и отрефлексированной поисковой доминанты -2-е
— в сновидениях, т. н. измененных состояниях сознания и т. д.
Иногда выделяют также воссоздающее и творческое В.
Образы «воссоздающего» В. сообразнее отнести к сфере гибких и динамических
репродуктивных представлений (см. Предста ния памяти), учитывая то, что
творческий характер присущ В. как таковому.
Особую форму В. образует мечта. Она
обращена к сфере более или менее отдаленного будущего и не
предполагает немедленного достижение реального результата, а также его полного совпадения с образом
желаемого. Вместе с тем мечта может стать сильным мотивирующим фактор
творческого поиска.
4. Розвиток уяви.
Уява і фантазія
розвиваються в нормі за звичайними законами розвитку вищих психічних функцій —
від мимовільної уяви до довільної, від репродуктивної до творчої. Проте цей
процес може порушуватися як унаслідок невдалих педагогічних впливів (є,
наприклад, версія, згідно з якою шкільне навчання у його стандартних формах
«гасить» творчий потенціал дитини), так і завдяки використанню точних
психологічних прийомів формування. Так, не викликає сумніву, що розвиткові
творчої уяви, зокрема дитини, сприяють казки, художня література, хороші
фантастичні твори, загалом мистецтво, природа. Однак існують і безпосередні
прийоми, вправи, виконання яких тренує уяву. Людині можна запропонувати тему
для невеличкого оповідання, наприклад, «Театр», «Магазин», «Мандрівка за місто».
Однак розкрити тему потрібно так, щоб усі події були описані у зворотному
порядку — нібито на кінострічці, яка прокручується назад. Така вправа,
безумовно, тренує розвиток уяви, оскільки для того, щоб повернути події назад,
потрібно дуже детально уявити собі їх природний хід.
Одним з
ефективних прийомів розвитку уяви є «робота з уявними предметами». Групі'
школярів або дорослих пропонується уявити, нібито вони завітали на виставку
останніх новинок техніки (скажімо, японської). Тут демонструються чудові
предмети побуту — вони невидимі, хоча ними можна користуватися. Керівник дістає
з кишені «коробку сірни- . ків». Потім він
робить кілька виразних рухів, нібито перекладаючи уявну коробку з однієї руки
в іншу, відкриваючи й закриваючи її. Потім запалює і гасить неіснуючого
сірника, передає уявну коробку комусь з учасників.
Далі уявна
коробка проходить через руки всіх членів групи. Кожний має щось зробити з нею або
з сірниками, бажано те, чого ще ніхто не робив. Дії мають легко читатися й
трактуватися, тобто бути послідовно зрозумілими, однозначними рухами, бо уявні
речі іншого, «розмитого», ставлення не сприймають. До моменту, коли уявна, вже
порожня, коробка повертається до керівника, а «спалені» сірники зібрані й
викинуті, рухи стають ясними і чіткими, цілком вірогідними. Уявлювані дії мають
бути чіткими, а уявні сірники — давати справжнє відчуття тепла й горіння, якщо
їх вчасно не загасити, уявна голка — колотися та ін. Цей прийом розвитку уяви
базується на тісному її зв'язку з дія ми й відчуттями, а також емоціями людини.
Так можна зображувати, тренуючись, роботу з багатьма уявними предметами — як
широковживаними, скажімо голкою, ручкою, так і предметами та приладами, які
використовуються у професійній діяльності, техніці тощо (руль автомобіля, дошка
з приладами, клавіатура фортепіано, комп'ютера, друкарської машинки).
Серед форм уяви, які треба розвивати, варто назвати таку глибинну й
емоційну її форму, як емпатія. Розвинена уява сприяє емпатичному
розумінню — важливій якості особистості. Емпатичне розуміння іншої людини об'єднує
здатність слухати й передавати почуте іншому. Точне емпатичне розуміння включає
процеси адекватного представлення (тобто сприйняття того, що і як людина переживає)
і комунікації (тобто переконання інших у своєму розумінні їхніх почуттів,
поведінки й досвіду). Воно є важливим для будь-якої спільної діяльності
(зокрема, творчої спільної діяльності).
У технічній творчості дуже вагомою є здатність емпатії неживих предметів,
уявного перевтілення в механізм, прилад або його деталь. Такий метод широко
застосовується в синектиці — одному з підходів до активізації винахідництва.
|