Четвер, 17.07.2025
Психологічний клуб
Меню сайта
Категории каталога
Информация [1]
Навчальні матеріали з курсу "Психологічні аспекти засвоєння іноземної мови" [11]
Навчальні матеріали з курсу "Основи соціально-психологічного тренінгу" [5]
Статьи о раннем развитии ребёнка [1]
Навчальні матеріали з курсу "Психологія" [19]
Главная » Файлы » Навчальні матеріали з курсу "Психологія"

Методика "Ціннісні орієнтації" М.Рокіча
[ Скачать с сервера (32.5 Kb) ] 14.05.2010, 00:07

Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича

Ценностные ориентации определяют содержание направлен­ности личности, составляют ядро ее мотивации, жизненной кон­цепции и отражают отношение человека к себе, окружающему миру и другим людям. Предлагаемая методика основана на пря­мом ранжировании списка ценностей. М. Рокич различает два класса ценностей: первый включает ценности, важные для жизни человека в целом, как бы главные, конечные цели индивидуально­го существования личности; второй класс составляют ценности, предпочитаемые человеком в любой жизненной ситуации. Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.

Для самостоятельного анализа предлагается два списка ценностей: А (первый класс — ценности-цели) и Б (второй класс — ценности-средства), работайте с ними последовательно, не спеша, вдумчиво и внимательно. Оба списка составлены в алфавитном порядке. По­старайтесь присвоить каждой ценности определенный ранговый номер, соответствующий тому значению, которое вы придаете данной ценности в жизни по сравнению другими. В случае необходимости возможны исправления, понятные вам и отражающие ваше мнение. Ранжируя ценности по каждому из списков, вы можете задавать себе вопрос: «В какой степени для меня важна и значима эта ценность, в какой степени я хочу реализовать ее в своей жизни?».

Закончив работу, проанализируйте результат ранжирования по каждому списку в отдельности. Определите главные для вас ценности, получившие первое,  второе, третье ранговые места,  сопоставьте их с тем, как они реализуются вами. Что бы вы могли сделать для осуществления их в будущем. Обратите внимание и на ценности, которые оказались для вас менее значимыми, ответьте себе на вопрос: «Почему я их так оценил?»

Сопоставьте результаты ранжирования по обоим спискам, рас­смотрите, как соотносятся в вашем представлении ценности-цели и ценности-средства, каковы их сочетание и взаимосвязь. Вы многое сможете узнать о себе, выполнив такую работу, она поможет вам сориентироваться в мире ваших собственных ценностей и решить, что вы можете сделать для своего дальнейшего развития, самосовершен­ствования и личностного роста. Помните, что ценностные ориентации определяют содержание направленности личности, являясь отправным моментом ее поступков, мыслей и чувств. Другими словами, это то, чем человек живет и к чему стремится, это одна из призм, через которую он смотрит на себя и окружающий мир.

 

Стимулъный материал

Список А:

-  активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщен­ность жизни);

-  жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, дости­гаемые жизненным опытом);

-  здоровье (физическое и психическое);

-  интересная работа;

-  красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве);

-  любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);

-  материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруд­нений);

-  наличие хороших и верных друзей;

-  общественное признание (уважение окружающих);

-  познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);

-  продуктивная жизнь (максимально полное использование всех сво­их возможностей, сил и способностей);

-  развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);

-  развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);

-  свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступ­ках);

-  счастливая семейная жизнь;

-  счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);

-  творчество (возможность творческой деятельности); уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).

 

Список Б:

-  аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;

-  воспитанность (хорошие манеры);

-  высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притяза­ния);

-  жизнерадостность (чувство юмора);

-  исполнительность (дисциплинированность);

-  независимость (способность действовать самостоятельно, реши­тельно);

-  непримиримость к недостаткам в себе и других;

-  образованность (широта знаний, высокая общая культура);

-  ответственность (чувство долга, умение держать слово);

-  рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обду­манные, рациональные решения);

-  самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);

-  смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов;

-  твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);

-  терпимость к взглядам и мнениям других (умение прощать другим их ошибки и заблуждения);

-  широта взглядов (умение принять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);

-  честность (правдивость, искренность);

-  эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);

-  чуткость (заботливость).

 

Источник: Психологическая помощь и консультирование в практической психологии /Под ред. М.К.Тутушкиной. – Спб.: Дидактика Плюс, 1999. – 352 с. С. 18-20.

Категория: Навчальні матеріали з курсу "Психологія" | Добавил: psyclub
Просмотров: 9855 | Загрузок: 276 | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта




Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2025
Бесплатный конструктор сайтовuCoz