Ценностные ориентации определяют
содержание направленности личности, составляют ядро ее мотивации, жизненной
концепции и отражают отношение человека к себе, окружающему миру и другим
людям. Предлагаемая методика основана на прямом ранжировании списка ценностей.
М. Рокич различает два класса ценностей: первый включает ценности, важные для
жизни человека в целом, как бы главные, конечные цели индивидуального
существования личности; второй класс составляют ценности, предпочитаемые
человеком в любой жизненной ситуации. Это деление соответствует традиционному
делению на ценности-цели и ценности-средства.
Для самостоятельного анализа предлагается
два списка ценностей: А (первый класс — ценности-цели) и Б (второй класс —
ценности-средства), работайте с ними последовательно, не спеша, вдумчиво и
внимательно. Оба списка составлены в алфавитном порядке. Постарайтесь
присвоить каждой ценности определенный ранговый номер, соответствующий тому
значению, которое вы придаете данной ценности в жизни по сравнению другими. В
случае необходимости возможны исправления, понятные вам и отражающие ваше
мнение. Ранжируя ценности по каждому из списков, вы можете задавать себе
вопрос: «В какой степени для меня важна и значима эта ценность, в какой степени
я хочу реализовать ее в своей жизни?».
Закончив работу, проанализируйте результат
ранжирования по каждому списку в отдельности. Определите главные для вас
ценности, получившие первое,второе,
третье ранговые места,сопоставьте их с
тем, как они реализуются вами. Что бы вы могли сделать для осуществления их в
будущем. Обратите внимание и на ценности, которые оказались для вас менее
значимыми, ответьте себе на вопрос: «Почему я их так оценил?»
Сопоставьте результаты ранжирования по
обоим спискам, рассмотрите, как соотносятся в вашем представлении
ценности-цели и ценности-средства, каковы их сочетание и взаимосвязь. Вы многое
сможете узнать о себе, выполнив такую работу, она поможет вам сориентироваться
в мире ваших собственных ценностей и решить, что вы можете сделать для своего
дальнейшего развития, самосовершенствования и личностного роста. Помните, что
ценностные ориентации определяют содержание направленности личности, являясь
отправным моментом ее поступков, мыслей и чувств. Другими словами, это то, чем
человек живет и к чему стремится, это одна из призм, через которую он смотрит
на себя и окружающий мир.
Стимулъный
материал
Список
А:
-активная
деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);
-жизненная
мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);
-здоровье
(физическое и психическое);
-интересная
работа;
-красота
природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве);
-любовь
(духовная и физическая близость с любимым человеком);
-материально
обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);
-наличие
хороших и верных друзей;
-общественное
признание (уважение окружающих);
-познание
(возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры,
интеллектуальное развитие);
-продуктивная
жизнь (максимально полное использование всех своих возможностей, сил и
способностей);
-развитие
(работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);
-развлечения
(приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);
-свобода
(самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);
-счастливая
семейная жизнь;
-счастье
других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего
народа, человечества в целом);
-творчество
(возможность творческой деятельности); уверенность в себе (внутренняя гармония,
свобода от внутренних противоречий, сомнений).
Список
Б:
-аккуратность
(чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;
-воспитанность
(хорошие манеры);
-высокие
запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);
-жизнерадостность
(чувство юмора);
-исполнительность
(дисциплинированность);
-независимость
(способность действовать самостоятельно, решительно);
-непримиримость
к недостаткам в себе и других;
-образованность
(широта знаний, высокая общая культура);
-рационализм
(умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);
-самоконтроль
(сдержанность, самодисциплина);
-смелость
в отстаивании своего мнения, своих взглядов;
-твердая
воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);
-терпимость
к взглядам и мнениям других (умение прощать другим их ошибки и заблуждения);
-широта
взглядов (умение принять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи,
привычки);
-честность
(правдивость, искренность);
-эффективность
в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);
-чуткость
(заботливость).
Источник: Психологическая помощь и
консультирование в практической психологии /Под ред. М.К.Тутушкиной. – Спб.:
Дидактика Плюс, 1999. – 352 с. С. 18-20.